|
Основные дисциплины
Сценическая речь
Програма зі сценічного мовлення
· Введення в предмет сценічної мови
· Стилістика сучасної усної мови
· Сучасне нормативне сценічне мовлення
· Дикція - синтез розбірливості, нормованності, емоційно - експресивного забарвлення звукової мови
· Артикуляційні норми утворення звуків
· Гімнастика для мовного апарату
· Дикційні вади (швидкомовка, А-кання, Ф-екання, м’якість шиплячих) в українському мовленні
· Дихання. Типи дихання. Техніка дихання. Вправи
· Орфоепічна нормативність
· Артикуляційні норми утворення голосних звуків. Технічні вправи
· Класифікація голосних звуків. Йотовані звуки
· Класифікація приголосних звуків за місцем творення
· Класифікація приголосних звуків способом творення, за участю голосу і шуму. Технічні вправи
· Пари співвідносних дзвінких і глухих звуків
· Сонорні звуки - їх резонаторна функція у голосовому апараті. Технічні вправи
· Свистячі, шиплячі звуки
· Африкати. Їх вимова. Технічні вправи
· Асиміляція звуків. Приклади. Технічні вправи
· Спрощення звуків. Приклади. Практичні вправи
· Наголос, його роль у літературному сценічному мовленні
· Подовженні звуки. Їх вимова. Вправи
· Логіка. Розділові знаки у розкритті логічного ланцюжка автора
· Робота над байкою у прозі і у віршованій формі. Мораль
· Особливості читання віршованої форми
· Робота над уривком у прозі
Актерское мастерство
Программа актерского мастерства
Цель и задачи преподавательской студии
- Эстетическое воспитание – как норма актерской профессии и повседневного общения
- Стимулировать творческое самоусовершенствование студийцев
- Воспитание художественного вкуса (эстетический идеал на
примере А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Шекспира и другой высокой
классической литературы и искусства).
- Дисциплинарно -сценическое воспитание (основные принципы)
1) Принцип идейной активности актера
2) Принцип органичности в творчестве актера
3) Принцип сценической правды на основе:
А) Сценической речи
Б) Сценического движения
В) Сценической свободы и импровизации
4) Принцип оценки взаимоотношения партнеров на сцене и кино
Методика занятий
Разминка – практические занятия – сценическая речь
А) Артикуляционная гимнастика
Б) Сценическое дыхание
В) Дикция
Г) Голос
Д) Орфоэпия
Е) Логика речи
Работа над выразительностью сценического движения
А) Динамика, как возбудитель переживаний
Б) Упражнения на внимание
В) Этюды на раскрепощение
Г) Пластика рук, ног
Д) Умение сценического падения (со стула, стола и других препятствий)
Мастерство актерской игры (техника актера, понимание психологии сюжета, героя, литературных идей и чувств)
А) Искусство - переживания
Б) Искусство - представления
В) Искусство - перевоплощения
Г) Искусство - приспособления
Д) Значения сценических деталей, внимания и партнерства
Е) Воспитание чувства правды и сценической веры
Ж) Духовно - психологические тренировки
- Что такое - сверх задача и сквозное действие
- Что такое зерно образа
- Что такое эмоции и фантазии
- Система актера - работа над собой ( К. С. Станиславский).
З) Работа и навыки с этюдами
- Этюды на внимание
- Этюды с картин известных художников
- Этюды - зеркало
- Этюды на свободную композицию под музыку и без звукового ряда
- Этюды - «природа очеловечена» и «человек оприрожен»
- Этюды выразительность и динамика тела
- Этюд отношение и оценка факта и т.д.
Постановка отрывков (народных сказок, классических современных драматических произведений)
Что такое жанр спектакля (драма, трагедия, комедия и т.д.)
Что такое сценическая этика и вскрытие текста
Атмосфера спектакля
А) Зрительный образ постановки
Б) Звуковой образ
В) Акустический и режиссерский прием постановки
Г) Композиция и мизансцены
Д) Темпо - ритм постановки
4) Трактовка, авторская концепция драматического произведения
Показательное выступление студийцев перед зрителями
Сцендвижение
Тренинги:
На физическое раскрепощение;
На внимание;
На чувство партнёра;
На чувство ритма.
Основы сценического боя:
2.1) Техника безопасности при постановке сценического боя;
2.2) Упражнения для всех групп мышц.
Изучение техники падений:
3.1) Падение с прямым корпусом;
3.2) Игровые падения ( спотыкание, подскальзывание, обморок и т.д.).
Изучение техники ударов:
4.1) Всевозможные виды ударов, применяемые в рукопашном бою;
4.2) Пощечины;
4.3) Обыгрывание ударов.
5, 6) Акробатические элементы сценического боя:
6.1) Кульбит, мостик, рондад, колесо и т.д.;
6.2) Работа в паре ( перебросы ).
Сценическая пластика:
7.1) Растяжка;
7.2) Работа в паре ( поддержки).
Основы сценического фехтования:
8.1) История фехтования, теория работы с рапирой;
8.2) Стойка, позы атаки и защиты.
Фехтование, работа с партнёром.
Фехтование, работа с декорациями:
10.1) Трюковые элементы с применением декораций ( столы, стулья и т.д.).
11, 12) Постановка боя:
12.1) Применение всех изученных элементов в бою.
Драматургия
План лекций
Лекция первая
Что такое сценарий? Что такое современный сценарий?
Рассказать об этом понятии и о том, как его видят разные
кинематографисты. История как основа сценария. Откуда ее брать и с чем
есть. Как мы переплавляем свой личный опыт в сюжет.
Сценарий как особая форма развития сюжета. Пирамида сценария – от частного к общему.
Лекция вторая
С чего начать? Ремарка. Виды записи. Откуда они взялись и
чем отличаются. Какой вид записи наиболее предпочтителен. Настоящее
время как основа драматургического изложения. Ремарка как экстракт
действия. Ничего лишнего.
Что описывает ремарка. Запись сценария. Представление героя
и представление его действий. Виды ремарок и описаний. Ремарка и абзац.
Виды изображения – движущееся и статичное. Многослойное и
однокадровое. С примерами. «Беги, Лола, беги», «Веревка», «Андрей
Рублев».
Лекция третья
Слово в сценарии. Звук в сценарии. Музыка и шумы. Речь в
сценарии. Диалог и монолог. Виды диалога. Диалог как прием драматургии и
как излишество драматургии. Диалог как способ влияния на жанр. Почему
кино хорошо без диалога.
Закадровая речь. Виды закадровой речи, необходимость использования.
Примеры – «Бешеные псы», «Человек без прошлого», «12 разгневанных мужчин».
Лекция четвертая
Деталь в сценарии. Деталь как основа драматургии. Действие
не может существовать без детали. Виды деталей. Использование детали в
драматургии. Рассказы о тезисах.
Примеры – «Отелло» (шутка), «Индиана Джонс», «Гудбай, Ленин!», «Криминальное чтиво», «Форрест Гамп», «Сталкер».
Лекция пятая
Композиция сценария. Что это такое. Виды композиции. Разные способы членения сценария. Зачем это нужно.
Сложная композиция и простая.
Структурная композиция и главные ее составляющие. Сцена.
Примеры – «Огни большого города», «Расемон», «Крестный
отец», «Ностальгия», «Доктор Стрейнджлав», «Цельнометаллическая
оболочка», «Эдип-царь».
Лекция шестая
Структурная композиция (продолжение). Эпизод и новелла.
Крупные части сценария и зачем они нужны. Деление сценария на части и их
отождествление. Почему эпизод может быть равен сцене, а может быть
равен новелле. Новелла как первое драматургически цельное в сценарии.
Примеры – «Баллада о солдате», «Андрей Рублев», « Догвилль», «Сломанные цветы», «Фанни и Александр».
Лекция седьмая
Сюжетная композиция. Части сюжета – экспозиция, завязка,
развитие, развязка, кульминация и с чем их едят. Компоновка этих частей
как необходимая составляющая хорошего сценария. Американская теория
сюжетной композиции. Схема.
Сюжетно-линейная композиция. Что это такое. Необходимость
отыгрывать ее. Линии героев как способ плести сюжет. Пересечения и
расхождения.
Примеры – «Назад в будущее», «Большая прогулка», «Молчание
ягнят», «Отступники», «Человек из мрамора». «Столкновение», «Трафик»,
«Широко закрытые глаза».
Лекция восьмая
Сюжет как основа сценария. Каковы основные компоненты сюжета – действие, мотивировка, конфликт, перипетия. Толкования понятия.
Сюжетные мотивы и типы сюжетов. Поговорить об общности и мифах. Устойчивые конструкции.
Примеры – «Дитя человеческое», «Олдбой», «Шестое чувство», «Евангелие от Матфея», «Пианист».
Лекция девятая
Сюжет и фабула. Разница между ними. Почему фабула лишь цепь
событий, а сюжет – способ рассказа. Сложность в объяснениях. Виды
сюжета в кино. Вводный разговор об этом.
Примеры – «Криминальное чтиво», «Сука-любовь», «Тутси», «Ночь на земле».
Лекция десятая
Драматический вид сюжета в кино. Остросюжетность. Герой –
злодей. Остро построенное повествование. Единство времени, места и
действия. Ничего лишнего и много запутанного. Конфликт и его виды.
Конфликты внешние и внутренние.
Все сразу. Равенство сюжета и фабулы.
Примеры – «Терминатор», «Остановился поезд», «Свяжи меня», «Бойцовский клуб», «Крепкий орешек», «Искатели».
Лекция одиннадцатая.
Повествовательный и эпический вид конфликта в кино. Время и
пространство кино, сложные истории, путаница. Автор и его присутствие.
Обилие деталей. Соучастие. Романность формы. Литература и кино.
Примеры – «Апокалипто», «Унесенные ветром», «Список
Шиндлера», «Малышка на миллион», «Город Бога», «Слон», «Мой друг Иван
Лапшин».
Лекция двенадцатая
Лирический конфликт в кино. Я автора. Противостояние, которое сложно объяснить. Приоритет внешнего над внутренним.
Примеры – «Зеркало», «Русский ковчег», «Восемь с половиной», «Земляничная поляна», «Голова-ластик», «Жил певчий дрозд».
Лекция тринадцатая
Герой и характер. Чем одно отличается от другого. Понятия
личности. Почему характер меняется, а личность нет. Главное звено в
истории. Мотивировка героя, как построения. Четыре героя – основа
сюжета.
Примеры – «Гражданин Кейн», «Злые и красивые», «Служебный роман», «Крестный отец», «Звездные войны».
Лекция четырнадцатая
Тема и жанр. Тема как основа фильма, угол зрения на
действие. Жанр – те ограничения, которые мы на себя ставим, чтобы
история получилась наиболее выразительной. Стилизация. Рамки, из которых
все вырастает.
Влияние темы и жанра на способ повествования.
Примеры – «Ирония судьбы», «Крик», «Три цвета», «Психоз».
Лекция пятнадцатая
Идея фильма и сценария. Четыре толкования термина. То, с
чего все начинается. Основа фильма – заявка. Каждый кадр как часть идеи.
Мысль и идея как разное.
Примеры – «Пепел и алмаз», «Мертвец», «Идиоты», «АССА». _____________________________________________________________________________________________
| |